8-800-100-93-01

Как формируется химическая зависимость

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с Вами об очень важной теме — как формируется зависимость. Нередко удается замечать, что родственники химически зависимого человека воспринимают его довольно своеобразно: и отцы, и матери, и братья и сестры (в том числе, старшие), все, кто был свидетелем воспитания и становления этого человека, выражают искреннее удивление и недовольство. «Ведь мы нормальная, полноценная семья — говорят они. —Как странно, что в наших рядах, есть неполноценные личности. Словно не наши, как будто приемные!» Довольно часто высказывания членов семьи содержат невероятно грубые формулировки.

Согласно современным исследованиям, будущий химически зависимый человек формируется до 8 лет. И это максимальный период, зачастую возраст достигает даже 6, 7 лет. Поэтому недовольные члены семьи, видящие причины всех бед в мире извне, должны, прежде всего, задавать вопросы к системам и принципам воспитания, которые применялись именно в их семье.

После этого срока (8 лет) исправить без психотерапии почти ничего невозможно. Когда юный парень или девушка встретит на своем жизненном пути химическое вещество, способное изменить его сознание — это теперь лишь вопрос времени.

Как происходит формирование химически зависимой личности

Рассмотрим данную ситуацию на примере маленького ребенка лет четырех-пяти, а можно даже младше. Он бегает по квартире, ему весело, и, как это часто бывает, вопреки серьезным и желающим отдохнуть родителям, он возбужден, и успокоиться самостоятельно не может. С точки зрения физиологии это совершенно нормальный процесс — в организме маленьких детей вырабатывается большое количество энергии; ее не всегда удается потратить даже после нескольких часов на футбольной площадке.

Родители не всегда способны понять нормальность этого порядка вещей (ведь, действительно, ненормальным было бы обратное — если бы ребенок был физически малоактивен). Вместо того чтобы перенаправить энергию своего сына или дочери в другое русло, или же вместо того, чтобы попытаться занять его внимание чем-то другим, они осекают его. В силу целого комплекса различий между психологией детей и взрослых, родителям часто кажется, что этакое «баловство» — некое злобное деяние их отпрыска, словно он делает это назло, нерационально распоряжаясь своим временем.

Однако мало кто из современных родителей знает, как серьезно обстоят дела в такие моменты. Реакция общества (а в таком малом возрасте единственное общество ребенка — его семья) полностью формирует будущую поведенческую модель ребенка и именно отношение родителей в такие моменты формирует сложную цепочку сознательных реакций детской психики. Нет, ребенок слишком активен не назло родителям, он просто выполняет свою основную биологическую, детскую потребность. Веселое, активное баловство, высвобождаемая энергия — часть, незаменимый этап развития. Поэтому реакция родителей отражает суть того, как ребенок будет относиться к себе сам.

Если родители не дают возможность проявить ребенку себя, создают препятствия (порой, они даже невыносимы для ребенка), то тот на первых порах начинает протестовать. Он старается отстоять свои «детские права» — оправдать и «выбороть» право на спонтанность, индивидуальную креативность. Без сомнений, эта спонтанность, креативность и все проявления его активности — детские и проявляться они могут только по-детски. Взрослые, в большинстве случаев, реагируют так, словно самим им никогда не доводилось быть детьми. Они проводят взрослую, быструю оценку поведения ребенка и оказывают препятствие, ведь «бегать, прыгать — это не рациональное, неверное времяпровождение».

В подобной модели поведения взрослых, их реакции могут оказывать два пути воздействия — полное обесценивание детских потребностей и агрессивное восприятие. Примеры привести очень просто, ими полна наша жизнь. Ребенок хочет сделать что-то, что взрослым кажется бессмысленным. Он может из стульев собрать хижину, превратить кровать в «корабль пиратов» или что угодно. Родителям кажется это глупым, они запрещают это делать, после чего ребенок, естественно, протестует.

Детское мировоззрение так устроено, что желания имеют первый приоритет. Однако при попытках отстаивания своего права на что-либо, дети в итоге сталкиваются с «железобетонной» стеной родительского гнева. Ситуация получается неизменяемая, т.е. такая, на которую дети не могут повлиять. Повтор подобных реакций со стороны взрослых формирует в детском мышлении катастрофы, смысл которых очень прост: когда я сталкиваюсь с неприемлемостью, я не могу ничего менять, иначе столкнусь с проблемой еще более высокого уровня.

Следующий уровень — уровень гнева. Ребенок застревает в таком озлобленном состоянии. Это очень неприятное и плохое явление, ребенок находится в режиме постоянного гнева, который не имеет права проявить к своим родителям. Эти тяжелые эмоции находиться внутри долго не могут, поскольку они буквально «распирают изнутри грудную клетку». Поэтому ребенок словно «отщепляется» от гнева. Именно поэтому химическая зависимость называется также «болезнью невыраженных чувств».

Третий уровень — полное непонимание своих ощущений. Притом, что гнев раздирает изнутри, ребенок сам не понимает, что он злится. Со стороны взрослых это выглядит, как невозможность успокоиться. Тогда, ему просто дают «конфетку» и «отправляют смотреть мультики». Грубо говоря, его прогоняют от ситуации, снова стараясь отмахнуться от проблемы. Это вырабатывает некоторый рефлекс — для того чтобы полегчало нужно чем-то себя занять, или что-то скушать. Ситуация стоит перед ребенком, заметим, все время одна и та же: ситуацию менять нельзя, иначе будет хуже.

Таким образом рождается мышление химически зависимого человека: ситуация стала плохой, ощущения невыносимы, изменить ничего нельзя, нужно что-то принять в себя, чтобы было легче. «Легче» в итоге действительно как будто становится, однако ситуация остается неизменной и циклически повторяется снова и снова.

В итоге ребенок вырастает, оставаясь таким же замкнутым внутри своего разума. Он встречает других подростков, которые, как нам всем хорошо известно, знают, что есть способ «чувствовать себя гораздо лучше». Он принимает внутрь химическое вещество, изменяющее сознание, тем самым вновь замыкая отработанную цепь детских переживаний — принять что-либо, чтобы стало лучше. Иначе и не получится — ведь все мы люди, и все хотим, чтобы, когда нам плохо, нам становилось хорошо.

Таким образом, химическое вещество становится панацеей от многих проблем, не только не изменяя самих проблем, но и создавая новые, порой непоправимые и крайне трагические результаты.

В предлагаемом видео, на примерах раскрываются действительные причины и стадии формирования химической зависимости.

В этом ролике вы сможете узнать, что именно семья, близкие люди и собственный дом — то окружение, которое может сформировать в нас не только самые сильные качества, но и слабости, фобии, специфические и неверные пути решения проблем, которые могут приводить к химической зависимости. Рассказывается о сути химической зависимости, ее основах, о том, как эта сложное и неприятное явление рождается в детском разуме, превращаясь в мышление химически зависимого человека.